Из нынешней экономической ситуации многие заводы Чувашии намерены извлечь пользу. Рост курса валют даёт возможность конкурировать по цене даже с дешёвой китайской продукцией и этим самым наращивать объёмы производства. Например, на Канашском заводе технологической остнастки рассчитывают, что продажи в этом году вырастут где-то в полтора раза. Предприятию тяжело пришлось в 2008 году. Убытки тогда исчислялись десятками миллионов рублей. И нынешний кризис там уже встречают во всеоружии. Своим антикризисным рецептом руководство завода поделилось с нашим корреспондентом Ольгой Петровой.
Технологические испытания на заводе проходят постоянно. Сейчас конструкторы работают над уменьшением вибрации инструмента. Канашский завод технологической остнастки – самый крупный в стране производитель малой дорожной и строительной техники – резчиков швов и кровли, виброплит и мозаично-шлифовальных машин, алмазного инструмента. 30% российского рынка занимает именно чувашская продукция.
Владимир Семёнов: «Конкурентами у нас являются в основном импортные поставщики – это Китай. Связанная с изменением курса китайская продукция дорожает, мы это чувствуем и по продажам чувствуем. Естественно для нас будут открываться новые ниши».
Кстати, китайцы скопировали десять самых продаваемых моделей канашского завода и продвигают их на рынок. Покупатели поначалу недоумевали: почему техника, которая выглядит одинаково, так сильно отличается в цене? Потом поняли: разница ещё и в качестве. Узлы китайских резчиков очень быстро выходят из строя и никакие сервисные компании не берутся их ремонтировать. В Канаше все узлы закаливают. Причём термоустановка – авторская разработка главы компании СПЛИТСТОУН. В 2007 году Элара, которой раньше принадлежал КЗТО, продала его москвичам.
Владимир Семёнов: «С нуля надо было начинать, всё производство перепрофилировать, то есть мы закупили в первую очередь станки чпу, плазменную установку и начали перестраивать всё производство на выпуск деталей и узлов для нашей техники».
Кризис 2008 года положение завода усугубил ещё больше. На точку безубыточности предприятию удалось выйти лишь в 2011. Правда потом начался рост и сейчас рентабельность производства составляет уже 10%. Резко поднимать цены на свою продукцию здесь не хотят несмотря на то, что подорожали все импортные комплектующие. Здесь используют двигатели японской фирмы Honda. Они выросли в цене в 1,5 раза. Турецкие ручки штурвалов стали дороже вообще на 100%. На заводе посчитали: если самим производить ручки, выйдет в 3 раза дешевле.
Владимир Семёнов: «Существует необходимость на сегодняшний день замены некоторых комплектующих на наши, российские. Активный поиск ведётся».
Сейчас на предприятии 100 человек. Молодые люди приходят, — говорит главный инженер. – Вот только квалификации им не хватает. Станочников, токарей техникумы Канаша не готовят. Приходится всему учить уже на производстве.
Евгений Николаев: «Принимая человека на работу неквалифицированным оператором, то есть человека, который пожелает быть оператором, у нас есть своя группа, есть грамотные наладчики, которые от и до знают это оборудование, как пользоваться, как налаживать, как проводить мехобработку на данном оборудовании, есть инженерно-технический персонал, который может спокойно обучить».
По опыту 2008 года здесь понимают, что российский строительный рынок в кризис может просесть и ищут рынки сбыта в других странах. Начали работать с Казахстаном и Белоруссией. Впрочем, говорят на заводе, строительный сезон только начинается и предпосылок, что 2015 год сложится хуже 2014, пока нет.